Родительский университет

«Эффективное общение в семье – залог успеха школьника»

20.03.2023
Наша задача — заменить непослушание открытым и уважительным диалогом, который будет полезен как взрослым, так и детям.
развернуть

Помните!

  • Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
  • Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.
  • Ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.
  • Ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
  • Ребенка хвалят – он учится быть благородным.
  • Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
  • Ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
  • Ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым.
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

 

Знаменитый психолог Д. Карнеги говорил следующее:

  • Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
  • Обращая внимание на их ошибки, делайте это в косвенной форме
  • Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
  • Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
  • Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
  • Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.
  • Создайте доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
  • Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
  • Делайте так, чтобы было приятно исполнить то, что вы хотите.

 

 

свернуть

Психолого-педагогические проблемы выполнения домашнего задания

22.02.2023
В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих позиций в методике преподавания...
развернуть

Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И, если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.

От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом, успешность проведения современного урока. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое слабое звено в учебно-воспитательном процессе. Поэтому данная тема является особенно актуальной.

 

Учеба в школе и выполнение домашних заданий нередко становятся настоящим полем битвы между родителями и детьми.

На консультациях психолога довольно часто родители говорят о том, что школьные учителя требуют от родителей следить за приготовлением уроков. Таким образом, выполнение домашних заданий, так же как и проблемы с учебой становятся зоной ответственности родителей.

Проверяя выполнение домашних заданий, родитель часто начинает сердиться, садится рядом с ребенком, придумывает как заставить ребенка учиться, в результате чего происходит настоящая битва.

Выполняя домашние задания под нажимом, дети редко что-то от этого приобретают. Принося в школу выполненные с подсказками родителя домашние задания, ребенок не может в школе самостоятельно справиться с заданием, так как домашнее задание не является результатом его собственных усилий.

Учеба в школе и выполнение домашних заданий - это обязанность ребенка и родитель не должен вмешиваться в процесс их приготовления. Если ребенок привыкнет, что дома с ним рядом сидит родитель, то, скорее всего, и в школе он будет выполнять работу до тех пор, пока его кто-то контролирует.

Если ребенок что-то не понимает, то родитель может ему помочь. Как только ребенок понял что делать, родитель должен оставить его одного.

Если ребенок не выполнит домашнюю работу, то учитель должен применить те меры (то есть, логические последствия), которые он считает нужным. Родитель не должен вмешиваться в решения учителя. Если ребенок знает, с какими последствиями он столкнется за невыполненную работу, и, тем не менее, не делает ее, то это - его выбор.

Если ребенок плохо учился в школе в течение нескольких лет, то, скорее всего, он настолько отстал от программы, что не в состоянии выполнять задания ни в классе, ни дома. Такие дети обычно слишком горды, чтобы признаться в том, что они не знают, как выполнять домашние задания и прикрываются плохим поведением или высказываниями, что они ненавидят эту работу, что слишком устали или что сделают все позже. Никто не любит делать то, что плохо получается, или то, чего не умеет.

Можно объяснить ребенку, отчего у него такая проблема, помочь ему не испытывать стыд и не считать себя глупым из-за того, что другие дети что-то понимают лучше его. Если ребенок не работал в течение длительного времени, то вполне естественно, что он не может понять, как выполнять работу. Не значит, что другие умнее, просто ребенок отстал. Ребенок может нагнать свой класс, если захочет трудиться немного больше. По договоренности с ребенком, можно посоветовать родителям нанять репетитора, который начнет заниматься с ребенком с того места, где ему было все понятно и постепенно ребенок догонит свой класс.

Некоторые дети плохо учатся и отказываются выполнять домашние задания, несмотря на то, что у них есть братья или сестры, которые очень хорошо успевают в школе. В этом случае нужно понять, какое влияние оказывает «хороший ученик» на ребенка с проблемами. Самому ребенку необходимо помочь понять, почему он отказывается от сотрудничества со школой и выполнения домашнего задания. Его обязательно нужно убедить, что таким поведением он позволяет брату или сестре верховодить над ним и влиять на его жизнь. Необходимо, чтобы родители и учитель предъявляли к такому ребенку, хотя бы поначалу, стандарты пониже, чтобы дать возможность ребенку испытать ощущение успеха .

В школе дети проводят много времени и подчиняются определенным правилам и расписанию. Часто все это им сильно надоедает. Во время школьных занятий ребенок мечтает, что он придет домой и будет делать что-то по своему желанию. Однако, редко удается осуществить эту мечту и после школы. Как только дети приходят домой, родители начинают спрашивать о выполнении домашнего задания и требовать, чтобы ребенок сначала сделал уроки, а уже потом шел играть. Это также увеличивает нелюбовь к школе. Поэтому, составляя распорядок дня, нужно предусмотреть время отдыха после школы, время на выполнение домашних заданий, а так же время, когда ребенок может заниматься чем-то по своему усмотрению.

На эффективность выполнения домашней самостоятельной работы также влияют индивидуальные особенности учащихся.

Учащимся, у которых процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, необходимо давать задания опережающего характера (читать тексты и статьи, которые будут изучаться завтра); задания с использованием плана. Учащимся, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, даются задания, требующие анализа, вычленения частей, признаков, разбора с использованием памяток. Им рекомендуется списывание, письмо по памяти, заучивание. Группе учащихся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения полезны задания, развивающие и углубляющие склонности, и интересы, задания творческого характера.

Учеба в школе и выполнение домашних заданий нередко становятся причиной недопониманий и ссор между родителями и детьми. Учеба в школе и выполнение домашних заданий - это обязанность ребенка и родитель не должен вмешиваться в процесс их приготовления. Составляя распорядок дня, необходимо предусмотреть время отдыха после школы, время на выполнение домашних заданий, а так же время, когда ребенок может заниматься чем-то по своему усмотрению.

Повышение эффективности выполнения домашней работы у обучающихся

Для более эффективного выполнения домашней самостоятельной работы, повышения качества и степени усвоения материала учениками,  видится решение проблем следующими способами.

  1. 1. Как усадить ребенка за уроки.

Начнем с умения регулировать собственное поведение. Практика показывает, что родителям не всегда удается справиться с воспитанием у ребенка в дошкольный период произвольности поведения и что во многих случаях трудности, с которыми он сталкивается в процессе учебы, вызываются как раз этим обстоятельством.

В школе все очень просто. Учитель полностью управляет учебным процессом, деятельностью ученика. Иное дело дома. Там никто не руководит поведением школьника так, как это делает учитель в классе. Все необходимые «команды» ученик должен отдать себе сам. А он зачастую или не знает этих «команд» или не умеет, отдать их себе, или не умеет выполнять их. Следовательно, научить детей учиться - значит научить их организовывать свое внешнее поведение.

Что же мы делаем для этого? Например, в начальных классах это качество формируется через игру, но по строгим правилам, без скидок на возраст (лото, шашки, домино) и через совместную деятельность. В процессе этого ребенок приобретает умение сосредотачиваться на выполняемом деле. Важно также выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое; отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным; не позволять ребенку игнорировать указания; приучать делать всё необходимое с первого напоминания. После этого даём ребёнку самостоятельные поручения, а уже позже переводим их в постоянные обязанности. Эти обязанности ребёнок должен иметь не только в школе, но и дома. Обычное родительское заблуждение, что кроме учёбы у школьника не должно быть других дел. Ребёнок, который имеет обязанности, привыкает ценить время, планировать свою деятельность, приступает к делу без проволочек и добивается хороших результатов.

  1. 2. Режим.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Казалось бы, не всё ли равно, в какое время ребёнок готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Однако это далеко не так. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали что, как правило, отличники и хорошисты имеют твердо установленное время для занятий. Воспитание привычки к систематичной работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учёбе. Вот почему садиться за уроки надо всегда в одно и то же время. Поначалу это требует определённых усилий со стороны школьника, но постепенно вырабатывается привычка. Хорошо известно, что школьник, привыкший заниматься в одно и то же время, не только чувствует приближение этого времени, но, более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. Что, несомненно, влияет на качество выполняемой работы.

  1. 3. Втягивание в работу.

Одно из важных правил приготовления уроков заключается в том, чтобы начинать работу немедленно. Чем дольше человек оттягивает начало работы, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения». Поэтому, обучая детей тому, как учиться, мы приучаем их, приступать к делу сразу, без раскачки с первых дней пребывания в школе. Если этого не сделать, то при глубокой запущенности занятия становятся трудными и неприятными, учёба превращается в отбывание тяжёлой повинности, теряется интерес.

  1. 4. Место для занятий.

Рассмотрим ещё один важный момент, которому родители порой не придают значения. Речь идет о том, что школьник должен иметь постоянное место для занятий, полностью отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Хорошо организованное рабочее место настраивает ученика на серьёзную работу, сокращает период «втягивания» в неё. В школе мы с первых дней приучаем ребёнка правильно организовывать рабочее место и даём понять, что это место должно быть только для работы. Это помогает выработать у ученика привычку к внутренней мобилизации с момента начала занятий. Приучая детей правильно работать, мы на уроках добиваемся, чтобы они работали интенсивно, с полной внутренней концентрацией на выполняемом задании. У человека, который привык работать вяло, темп мыслительной деятельности намного медленнее, чем у того, кто привык работать интенсивно.

  1. 5. В каком порядке учить уроки.

Много споров вызывают вопросы: «В каком порядке делать уроки?», «С чего следует начинать: с устных или письменных, трудных или легких, интересных или скучных?» Ответить на эти вопросы нелегко, прежде всего, потому, что нет, и не может быть единого порядка приготовления уроков, рационального для всех школьников. Например, в начальных классах учитель рекомендует начинать приготовление уроков с письменных заданий, а потом переходить к устным заданиям. Для учеников 1 и 2 классов такая рекомендация бывает оправданной, так как дети ещё не привыкли к длительным учебным нагрузкам и быстро утомляются. Поэтому этим ученикам приготовление уроков следует начинать с наиболее трудных заданий, то есть письменных.

Как же приучить ребёнка самостоятельно оценивать трудности выполняемой работы? Для начала пусть сам школьник попытается расположить по степени трудности заданные на сегодня уроки, а после того как они выучены, посмотреть согласен ли он сам со своей предварительной оценкой трудности. Когда он научится это делать более или менее безошибочно, он должен определить, какие из изучаемых в школе предметов ему выполнять легче, а какие труднее. Научившись сопоставлять трудность различных школьных предметов, ученик будет уже в состоянии представить себе сложность задаваемых на сегодня уроков.

  1. Формирование контроля.

Необходимо довести до сознания ребёнка одну простую истину: только повторяя урок самому себе, друзьям, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Мы приучаем детей в начальной школе всё время сравнивать свою работу с образцом. Чем раньше поймёт школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Родители часто допускают ошибку, беря на себя большую часть контроля над выполнением домашнего задания. Слов нет, на первых порах подобная помощь необходима. Но, оказывая её, взрослые должны всё время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребёнка. В противном случае ребёнок не чувствует ответственности за плохо выполненное задание, не проявляет самостоятельности. Чтобы учащиеся могли планировать свои действия, определять учебную задачу заданий, необходимо обучать их пользоваться памятками.

Итог. Формула «трёх У».

Уверенность = Успех = Удовольствие

Ребёнок готов заниматься любым учебным предметом:

- если ему понятна суть работы;

- если он видит позитивный результат, который положительно оценивается окружающими;

- если, справившись с трудным заданием, он испытывает удовлетворение.

Рекомендации родителям:

1) Домашнее задание выполнить легче и быстрее в тот день, когда его задали.

2) Полезно попробовать делать уроки рано утром, даже если дети учатся в первую смену.

3) Многим учащимся полезно читать материал учебника до того, как его объяснит учитель.

Выводы:

Для более эффективного выполнения домашней самостоятельной работы, повышения качества и степени усвоения материала учениками, необходимо руководствоваться следующими способами:

1) Ребёнок, который имеет обязанности, привыкает ценить время, планировать свою деятельность, приступает к делу без проволочек и добивается хороших результатов.

2) Без установления твёрдого режима занятий, не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учёбе. Поэтому садиться за уроки необходимо всегда в одно и то же время.

3) Начинать работу нужно как можно скорее. Чем дольше человек оттягивает начало работы, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения».

4) Школьник должен иметь постоянное место для занятий, полностью отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Хорошо организованное рабочее место настраивает ученика на серьёзную работу, сокращает период «втягивания» в неё.

5) Пусть школьник сам попытается расположить заданные на сегодня уроки по степени трудности, а после того как они выучены, посмотреть согласен ли он сам со своей предварительной оценкой трудности. Научившись сопоставлять трудность различных школьных предметов, ученик будет уже в состоянии представить себе сложность задаваемых на сегодня уроков.

6) Только повторяя урок самому себе, друзьям, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения.

Таким образом, ребёнок будет готов заниматься любым учебным предметом: если ему понятна суть работы; если он видит позитивный результат, который положительно оценивается окружающими; если, справившись с трудным заданием, он испытывает удовлетворение.

 

 

 

 

Памятка для родителей

Совет родителям

Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;

  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.

  • Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
  • Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
  • Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
  • Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
  • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
  • Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
  • Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
  • Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
  • Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
  • Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
  • Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете пробле­мы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Успехов!!!

 

свернуть

Ребёнок – подросток – юноша – девушка – родитель – здоровье.

20.01.2023
Сегодня мы попробуем соединить все эти слова вместе и поговорить о репродуктивном здоровье наших детей.
развернуть

В настоящее время данная тема очень актуальна, так как от представлений современных юношей и девушек о репродуктивном здоровье, сексуальном поведении, семейно-брачных отношениях будет зависеть не только их личная жизнь, но и наше будущее в целом. Специалисты уверены, что дети, у которых сложились доверительные отношения с родителями, реже вступают в случайные половые связи, охотнее используют средства контрацепции и вообще более ответственны. И задача родителей – не ждать, пока ребенок станет взрослым, чтобы поговорить с ним о репродуктивном здоровье.

Почему же родители неохотно говорят с детьми на эту тему? Одни считают, что разговоры с ребенком о его будущей семье, о рождении детей, материнстве и отцовстве в принципе ни к чему. Другие ждут наступления подросткового периода. Третьи не ведут разговор на заданную тему, так как стесняются либо не знают, как начать.

Попробуем разобраться с понятием «репродуктивное здоровье», выделить факторы, пагубно влияющие на репродуктивное здоровье, выстроить тактику общения со своими детьми по данной теме.

Репродуктивное здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), – это состояние физического, умственного и социального благополучия по всем пунктам, относящимся к репродуктивной системе на всех стадиях жизни.

Репродуктивное здоровье сводится к способности человека продолжать род. При его нарушении возникает бесплодие, являющееся серьезной проблемой в современном обществе. Удельный вес бесплодных браков в мире достигает 15%. Необходимо, насколько это возможно, оградить ребенка от действия болезнетворных факторов, которые могут вызвать нарушения репродуктивного здоровья (травмы, инфекции, яды, переохлаждение и т.д.). Наряду с гигиеническими знаниями и знанием причин нарушения репродуктивного здоровья особое значение начинает приобретать информация о заболеваниях, передающих половым путем, наркомании и токсикомании, контрацепции и вреде абортов. Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девочки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобретение профессии.

 В период взросления подростки часто оказываются в ситуациях риска. Иногда они полагают, что самым простым способом достижения статуса взрослых для них являются сексуальные отношения, беременность и рождение детей. Однако раннее начало половой жизни и связанный с этим риск нежелательной беременности зачастую сочетается с другими рисками, такими как курение, потребление алкоголя и наркотиков, которые снижают способность людей принимать обоснованные решения, в результате чего их поведение становится еще более рискованным. Многие подростки вступают в первую половую связь со своими ровесниками. Некоторые девушки-подростки после первого полового контакта испытывают чувство разочарования, особенно если вскоре после этого отношения прерываются. Девушки, как правило, надеются, что связь будет постоянной и беспрерывной; а юноши зачастую испытывают другие чувства. Сформировавшаяся в сознании людей роль мужчин и женщин предусматривает доминирование мужчин. Существует серьезная опасность для подростков в связи с ранним началом половой жизни. Инфекциям, передаваемым половым путем, чаще всего подвержены молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. На этот возраст приходится также половина всех новых случаев инфицирования ВИЧ.

Взрослые должны помочь подросткам осознать предстоящие родительские функции и выработать у наших детей ответственность за собственное здоровье. Подростки должны понять необратимый характер многих патологических изменений в организме, особенно в половой системе, которые в дальнейшем могут помешать их будущему материнству и отцовству.

Репродуктивное здоровье человека и общества тесно взаимосвязаны. Возникает вопрос, а что же можно сделать, чтобы будущее поколение рождалось здоровым и способным родить таких же здоровых детей?

Говорить на тему репродуктивного здоровья со своими детьми — задача не из простых. И часто мнения по данному вопросу у родителей и детей расходятся, возникают конфликты. Как поступать родителям в данных ситуациях, как грамотно не только разрешать, но и предупреждать конфликты?

 Вот примеры ситуаций:

  • Мама пришла с работы и видит в гостях у дочери (15 лет) молодого человека. Мать этого юношу не знает. После ухода молодого человека, мать спросила у дочери: «Кто это? И что он делает в нашей квартире?». На что дочь ничего не ответила, хлопнула громко дверью и ушла в свою комнату.
  • Дочери 16 лет. Матери она сказала, что пошла с друзьями на школьную дискотеку. Вернулась поздно, от неё пахло спиртным, и это было не в первый раз.
  • Вернувшись с дачи, зайдя в квартиру, родители услышали громкие голоса. Оказалось, что в гостях у сына (15 лет) были его одноклассники. Зайдя в комнату, родители увидели баночки с пивом.
  • Зайдя в комнату к дочери, мать обратила внимание на переписку дочери (16 лет) с каким-то незнакомцем в социальных сетях. Он предлагал девушке встретиться с ним.
  • 15-летний сын говорит родителям: «Я хочу проколоть ухо и вставить серьгу». Отец: «Ты с ума сошёл! Тебе делать нечего? На кого ты станешь похож?» Сын: «Я уже взрослый, и сам хочу решать свои вопросы».

 

При общении с детьми не забывайте о технике «Я-высказывания» («Я-сообщения»): говорите только о своем отношении, чувствах, эмоциях по отношению к конкретной ситуации.

Примеры:

Правильно:

Я беспокоюсь, когда ты не предупреждаешь, что задерживаешься.

Я огорчаюсь, когда вижу такое поведение.

Неправильно:

Где ты был? Почему не предупредил, что задерживаешься?

Ты безобразно себя ведешь!

 

Репродуктивное здоровье подростков непременно скажется на их состоянии во взрослой жизни, на здоровье и благополучии их детей. При разговоре с детьми на данную тему будьте честны и откровенны, готовьтесь отвечать на тысячу неудобных вопросов. Это поможет вашему ребенку чувствовать себя более комфортно и доверять вам. Помните, вовремя получив от вас нужную информацию, он сможет избежать много серьёзных ошибок, заболеваний и душевных потрясений. Даже находясь в ситуации соперничества, нужно искать пути к сотрудничеству.

Желаем  вам приятного общения со своими детьми.

 

Памятка «10 советов психолога родителям для обсуждения с подростками вопросов психосексуальных отношений» размещена на сайте https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/.

 

Предлагаем к просмотру фильм «Не малыши» (продолжительность 12 минут) видеостудии «Взгляд в будущее» (г. Санкт-Петербург, 2006 год), выпущенный при поддержке Детского Фонда ЮНИСЕФ (https://drive.google.com/file/d/17_f0uqK4HDEkjQ4cRJ-dgI9PrABwyLJB/view?usp=sharing).

 

Спасибо за внимание!

 

 

свернуть

Уголовная ответственность за сбыт наркотиков!

10.02.2023
развернуть

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять

09.01.2023
Макс Фрай сказал: «Привычка – ржавчина, которая разъедает металл всякого драгоценного оружия. Самая опасная вещь во Вселенной».
развернуть

Вредные привычки чаще всего появляются у подростков из-за желания выглядеть круче, взрослей, быть похожим на того, кто служит им примером для подражания. Несмотря на то, что в современном мире очень много рекламы, кричащей из-за каждого угла, что курение, алкоголизм, наркомания и другие вредные привычки это плохо, некоторые люди не обращают на нее ни малейшего внимания и продолжают вести нездоровый образ жизни. Вредные привычки приносят людям удовольствие и наслаждение. Поэтому человек так быстро и на долгое время привыкает к ним.

 

А вот полезные привычки появляются благодаря настойчивости и силе воли. Яркий пример тому послужит зарядка по утрам. Только люди с очень большой настойчивостью могут вставать каждый день ранним утром и выполнять физические упражнения. Занятия спортом, закаливание организма, чтение книг, правильное питание и многое другое, что дает – это все полезные привычки.

Что можно назвать вредными привычками?

К вредным привычкам можно отнести следующие действия: 

  • Алкоголизм
  • Наркомания
  • Курение
  • Игровая зависимость
  • Переедание
  • Телевизионная зависимость
  • Интернет-зависимость 
  • Привычка Грызть ногти
  • Ковыряние кожи
  • Ковыряние в носу или ринотиллексомания
  • Щелкание суставами 
  • Техномания
  • Привычка грызть карандаш или ручку
  • Привычка сплёвывать на пол
  • Употребление нецензурных выражений
  • Злоупотребление «словами-паразитами» и др.

Для того чтобы избавиться от вредных привычек, нужно стараться найти равноценную замену им в повседневной жизни. Поэтому, чтобы больше не вставать на те же самые грабли, советуется начать позитивно мыслить, найти хобби, начать заниматься спортом, сменить круг общения, проводить больше времени с близкими людьми, начать правильно питаться, контролировать свой сон, образовываться, а так же культурно развиваться: больше читать, посещать театры, выставки, кино. После избавления от зависимости, рецидивы — частое явление. Поэтому важную роль после лечения играют близкие родственники и друзья человека. Они должны суметь показать больному мир в новом свете, быть рядом в сложных ситуациях и давать понять, что жизнь намного лучше без алкоголя, сигарет или наркотиков, что можно развлекаться без этих «катализаторов».

Следуя из всего выше сказанного, можно сделать вывод. Прежде чем употребить спиртное, наркотик или табак, нужно сделать выбор и взять за него ответственность перед самим собой: остаться в полной возможностей жизни или же начать уничтожать себя. Выбор всегда стоит за человеком, поэтому не стоит терять время, нужно взять себя в руки и начать заниматься собой.

Надо быть осторожными с вредными привычками, зачастую они приводят к неблагоприятным последствиям, либо являются предвестниками серьезных заболеваний.

«Привычка. Вот проблема. Всё, что тебе нужно, — это быть осознанным в своём и ответственным за свои действия».

Фильм «Мирный воин».

 

свернуть

Рекомендации для родителей «Как следует развивать самостоятельность у детей младшего школьного возраста»

03.01.2023
развернуть

Рекомендации для родителей «Как следует развивать самостоятельность у детей младшего школьного возраста»

«Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» M. Монтессори

Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновенности.  Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным.

Формирование самооценки ребенка зависит от оценки его родителями т.к. в раннем возрасте ребенок еще не умеет оценивать себя сам.

Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно проводить минисовещание с участием всех членов семьи, совместно планировать семейные дела.

Правило 4. Развивать силу воли ребенка. Научить проявить выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполнения домашних обязанностей, поручений. Можно наладить домашнее производство обучение ремеслу, повышение самооценки, сближение членов семьи.

Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми. Модель родительского поведения.

Правило 8. Формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

свернуть

О семейных традициях и как их поддерживать

развернуть

Интернет-зависимость у детей: причины, признаки и способы преодоления

25.11.2022
Интернет-зависимость – это явление, которое в последние годы приобрело поистине впечатляющий размах. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни.
развернуть

Интернет сам по себе не является хорошим или плохим – это просто часть окружающего нас мира, во многом полезная и нужная. Являясь неисчерпаемым источником информации, интернет привлекает детей возможностью узнать и увидеть всё что угодно. Любопытный ребёнок стремится получить как можно больше: общения, игр, мультфильмов, развлечений – и потому много времени проводит в виртуальном пространстве, зачастую в ущерб реальной жизни. Социализацию и общение со сверстниками заменяет фактически одностороннее онлайн-общение. Активным играм на свежем воздухе всё больше детей предпочитают сетевые игры, далеко не всегда безобидные. Иногда поиск новой информации становится буквально навязчивой идеей.

Понятие

В некоторых странах (США, Китай) интернет-зависимость стала столь распространённой, что учёные предлагают относить её к числу заболеваний. В США даже создана специализированная клиника для лечения людей с чрезмерной привязанностью к онлайн-играм и соцсетям.

Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость.

Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.

У школьников подросткового возраста зависимость от интернета может говорить также о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.

Признаки

Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всётаки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально.

  • Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет. Когда же стоит обеспокоиться?
  • Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);
  • Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;
  • Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;
  • Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;
  • Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах "в сети";
  • Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:

  • игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
  • зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
  • навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.

 Статистика посещения детьми интернета.                                         

 Национальный статистический комитет  РБ  подсчитал, что в 2020 году сетью Интернет пользовались 92,7% детей в возрасте 6 — 17 лет, из них 83,4% — ежедневно.

Интернет-зависимость у детей: причины, признаки и способы преодоления

Только вдумайтесь в эти статистические данные! И это число постоянно растет. А ведь не исключено, что и Ваш ребенок может оказаться в Интернет-зависимости, которая на сегодняшний день приравнивается к болезни, наравне с алкогольной и наркотической зависимостью. 

На канале НТВ был показан фильм Елизаветы Листовой «Дети матрицы». Фильм потряс общество теми кадрами, которые демонстрировались с большого экрана.

Как бороться

Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:

  1. не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;
  2. установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
  3. не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно "зафрендиться", регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.

Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля. Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает. Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.

Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.

 

Памятка «Как родителям распознать надвигающуюся беду?»

Ваша семья — в группе риска — если: родители постоянно заняты на работе, а выходные заполнены бытом, ребенок загружен обучением, дополнительными кружками, много, активно и постоянно общается в соцсетях, слушает советы ровесников чаще, чем ваши, в семье взаимодействие на уровне «привет-пока», «все в порядке?», отсутствуют разговоры «о жизни», «о смысле», «о сексе», «о смерти», «о любви».

Памятка для родителей

Как защитить ребенка от интернет-зависимости

  • Больше общаться с ребенком
  • Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.
  • Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью.
  • Совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок.
  • Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.
  • Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.
  • Занимать его чем-то еще, кроме компьютера.
  • Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.

     

 

 

 

свернуть

Здоровый Образ Жизни в картинках

08.11.2022
развернуть

Ваш ребенок - второклассник. Новые обязанности - новые трудности

14.09.2022
развернуть

Памятка для родителей «Простые истины»
• Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
• Не подгоняйте ребёнка с утра, не дёргайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.
• Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
• Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чём - то. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите его.
• Если ребёнок чересчур возбуждён, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займёт много времени.
• Если вы видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам всё расскажет.
• Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор происходил без ребёнка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.
• После школы не торопите ребёнка садиться за уроки - необходимо 2 -3 часа отдыха (1,5 часа сна).
• Во время приготовления уроков не сидите « над душой». Дайте возможность ребёнку работать самому.
• Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
• Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребёнком. Свои разногласия решайте без ребёнка.
• Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстро наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учёбе.
• Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ

08.11.2021
развернуть

Родителям важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих– либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть
Первая любовь в жизни вашего ребенка

Как услышать подростка пока он не стал трудным

Кризисные ситуации в жизни подростков

Методы семейного воспитания

Помощь родителей в учении